Доклад (Бараксанов)

Уважаемые участники публичных обсуждений Вашему вниманию представляется краткий обзор правоприменительной практики при осуществлении лицензионного контроля (Слайд 1)

 

Основные акты Российской Федерации регламентирующие лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и осуществление лицензионного контроля (Слайд 2):

1. Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

2. Федеральный закон Российской Федерации от 04.05.2011 №ФЗ-99 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

3. Постановление Правительства РФ № 957от 21.11.2011 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»;

4. Постановление Правительства РФ № 69 от 31.01.2012 «О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры»;

5. Постановление Правительства РФ № 1225 от 30.12.2011 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений».

 

Перечень нормативно-технических документов по пожарной безопасности определен следующими нормативными правовыми актами (Слайд 3):

 - Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.03.2009  № 304-р «Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и осуществления оценки соответствия»;

- приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16.04.2014 № 474 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Правоприменительная практика по лицензионному контролю при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (Слайд 4):

Рассмотрим вопрос, изложенный в обзоре по данному разделу:

При осуществлении контроля за деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений наибольший процент типовых и массовых нарушений обязательных требований – 50%, приходится на нарушения, выявленные при проверке соответствия выполненных лицензиатом работ и услуг, а именно:

- 34% на работы (услуги) при монтаже, техническом обслуживании и ремонте систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- 21% на работы (услуги) по огнезащите материалов, изделий и конструкций;

- 15% на работы (услуги) при монтаже, техническом обслуживании и ремонте первичных средств пожаротушения;

- 9% на работы (услуги) при монтаже, техническом обслуживании и ремонте систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- 6% на работы (услуги) при монтаже, техническом обслуживании и ремонте систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

На втором месте – 29%, идут нарушения связанные с отсутствием  у лицензиата оборудования, инструмента, технической документации, технических средств, в том числе средств измерения, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ и оказания услуг.

На третьем месте – 21%, нарушения связанные с квалификационным составом лицензиата (отсутствие повышения квалификации не реже 1 раза в 5 лет; отсутствие профессионального технического образования (профессиональной подготовки).

Данные нарушения лицензиатам можно было бы избежать при правильной (своевременной) организации (планировании):

- обучения и повышении квалификации  квалификационного состава;

- приобретения оборудования, инструмента, технической документации, технических средств, в том числе средств измерения, прошедших метрологическую поверку;

- выполнения лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами.

Неясность или неоднозначность трактовки обязательного требования (п. «а» ч.4 «Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1225) как основание возникновения типовых нарушений обязательных требований о наличии у лицензиата оборудования, инструмента, технической документации, технических средств, в том числе средств измерения, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ и оказания услуг.

Нарушения возникают из-за отсутствия в нормативном правовом документе перечня рекомендуемого оборудования, инструмента, технологической оснастки, средств измерений, которые могут использоваться при осуществлении отдельных  работ и услуг, составляющих данный вид лицензируемой деятельности.

Правоприменительная практика лицензионного контроля при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (Слайд 5):

Рассмотрим вопрос, изложенный в обзоре по данному разделу:

При осуществлении контроля за деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры наибольший процент типовых и массовых нарушений обязательных требований – 74%, приходится нарушения связанные с квалификационным составом лицензиата участвующим в действиях по тушению пожаров (отсутствие повышения квалификации не реже 1 раза в 5 лет);  21% –  на нарушения связанные с отсутствием наличия профессионального образования (профессиональной подготовки) у работников лицензиата, участвующих в действиях по тушению пожаров; 5% –  прочие.

Неясность или неоднозначность трактовки обязательного требования (п. «б» ч.3 «Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры» утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2012 № 69) как основание возникновения типовых нарушений обязательных требований о наличии у лицензиата необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности пожарной техники (первичных и мобильных средств пожаротушения), огнетушащих веществ, средств связи, оборудования, спецодежды, инструмента и технической документации, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.

Этих нарушений лицензиатам можно было бы избежать при правильной (своевременной) организации (планировании) обучения и повышении квалификации  квалификационного состава участвующего в действиях по тушению пожаров.

Нарушения возникают из-за отсутствия в нормативном правовом документе конкретизированного перечня необходимой пожарной техники при осуществлении лицензируемого вида деятельности, а именно мобильных средств пожаротушения, так как (в соответствии с требованиями ст.44 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») лицензиатом может стать соискатель имеющий пожарный автомобиль так и соискатель имеющий только пожарную мотопомпу.

Благодарю за внимание, готов ответить на возникшие вопросы.

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3842) 58-06-00
Приемная начальника Главного управления
8 (3842) 58-23-33
Единый «телефон доверия»
gu-kem@42.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)