Вопросы организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ
Привлечение пожарно-спасательных подразделений к месту пожара осуществляется в соответствии с расписаниями выезда подразделений местных пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, где указано расчетное время прибытия пожарно-спасательных подразделений в обслуживаемый район (подрайон) выезда. При этом, на время прибытия пожарно-спасательных подразделений будет влиять загруженность автомобильных дорог, наличия железнодорожных переездов, состояние дорожного полотна и погодных условий, рельеф местности и отсутствие подъездных путей (например, в связи с перекрытием улиц из-за ремонтных и других работ, загроможденностью дворов, проездов и дорог, припаркованными автомобилями).
Следование к месту пожара в возможно короткие сроки обеспечивается путём движения пожарных автомобилей по кратчайшему маршруту с использованием специальных световых и звуковых сигналов, с учетом обеспечения безопасности дорожного движения;
При этом, требование статьи 76 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно прибытие первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут, распространяются в части строительства и проектирования новых зданий пожарных депо, и не распространяются на пожарные подразделения, построенные до принятия данного Федерального закона.
Подключение систем пожарной сигнализации объектов к приборам пультовым оконечным системы передачи, установленному в пожарно-спасательном подразделении Главного управления МЧС России по Кемеровской области – Кузбассу, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 21 марта 2023 г. № 156 «Об утверждении Порядка организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны на территории Кемеровской области – Кузбасса в соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», при этом автоматическое дублирование световых и звуковых сигналов о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре должно быть обеспечено исключительно со зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1 ( Детские ДУ, дома престарелых, спальные корпуса ДУ ), Ф1.2 (Гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха, пансионаты), Ф4.1 (Школы, техникумы), Ф4.2 (Вузы). Для подключения системы пожарной сигнализации объекта, расположенного на территории Кемеровской области – Кузбасса к системе передачи извещений о пожаре необходимо направить в адрес Главного управления МЧС России по Кемеровской области – Кузбассу заявление, по образцу, указанному в приказе Главного управления от 13 января 2022 г. № 3 «О порядке подключения системы пожарной сигнализации объекта к системе передачи извещений о пожаре», размещенному на официальном сайте Главного управления МЧС России по Кемеровской области – Кузбассу.
Согласно п. 128 приказа МЧС России от 16 октября 2017 г. № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» после тушения пожара осуществляется заправка пожарного автомобиля огнетушащими веществами от ближайшего источника наружного противопожарного водоснабжения.
Суждение о том, что пожарный автомобиль приехал без воды к месту пожара может возникнуть в связи с тем, что при тушении пожаров применяются основные пожарные автомобили общего применения с объемом цистерны от 2400 литров. Расход одного пожарного ствола минимум 3,7 л/с, соответственно двух пожарных стволов минимум 7,4 л/с.
В результате математических вычислений максимальное время работы от автоцистерны с объемом 2400 литров, без использования дополнительных источников противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов, водоемов и т.д.) и без учета наполнения водой объема рукавных линий, составляет:
одного пожарного ствола – 10 мин 48 сек,
двух пожарных стволов 5 мин 24 сек.
Согласно Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ (далее – регламент) дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях – 20 минут».
Обозначенные временные нормы регламента устанавливают требования к местам размещения пожарных подразделений на территориях населенных пунктов и сельских районов. При этом для действующих пожарных частей, с учетом скоростных режимов на транспортных магистралях, определяются границы территорий городских населенных пунктов и сельских районов, в пределах которых время прибытия первого подразделения пожарной охраны соответствует нормативным значениям, определенным статье 76, части 1 регламента. Назовем эти области областями нормативного обслуживания.
В соответствии с приказом МЧС России № 700 «Об утверждении методик расчета численности и технической оснащенности подразделений пожарной охраны» определяется единый подход к механизму определения численности и технической оснащенности подразделений пожарной охраны, создаваемых для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах
Соответственно, на тех территориях населенных пунктов и сельских районов, которые находятся вне границ областей нормативного обслуживания, должны создаваться, с определением мест их дислокации, дополнительные подразделения пожарной охраны (с учетом различных ее видов – противопожарная служба субъекта РФ, ведомственная, муниципальная, частная или добровольная) в целях доведения времени прибытия первого подразделения пожарной охраны до нормативных значений.
Частью 4 статьи 6 регламента ответственность за обеспечение пожарной безопасности в городских и сельских поселениях возложена на органы государственной власти и органы местного самоуправления. Эти органы должны создавать дополнительные подразделения пожарной охраны (строить пожарные депо) в целях доведения времени прибытия первого подразделения пожарной охраны до нормативных значений (противопожарная служба субъекта РФ, муниципальная, частная или добровольная пожарная охрана), обеспечивать беспрепятственный проезд пожарной техники к месту пожара (строить соответствующие скоростные разделители на дорогах для спецтранспорта).
Существует ряд объектов, на которых создание подразделений пожарной охраны для их защиты регламентируется Распоряжением Правительства РФ от 23.04.2005 №477-рс, утверждающим Перечень организаций, в которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы и Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2004 №1742-рс, утверждающим Перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана.
Создание пожарной охраны на объектах, не вошедших в данные перечни (в том числе и на тех, время прибытия пожарных подразделений на которые превышает нормативное значение), производится на усмотрение руководителей (собственников) объекта. Следовательно, при выделении органами власти земельного участка, до которого время прибытия пожарных подразделений не соответствует нормативному, заказчику (инвестору) необходимо осуществлять запланированное строительство (при обязательном соблюдении всех предусмотренных проектом противопожарных требований и мероприятий). При этом органы власти должны обеспечивать выполнение нормативов технического регламента.
В развитие положений ст. 76 и 97 регламента ФГУ ВНИИПО МЧС России совместно с ДПСС МЧС России разработали «Методические рекомендации по определению мест размещения подразделений пожарной охраны в населенных пунктах в целях доведения времени прибытия первого подразделения пожарной охраны до нормативных значений». Методические рекомендации утверждены Главным Государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору Г.Н. Кирилловым от 30 декабря 2009 г. № 2-60-14-18.
Задачи пожарной охраны прописаны в Федеральном законе от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и заключаются они в следующем:
организация и осуществление профилактики пожаров;
спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;
организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»:
проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, представляет собой действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды при тушении пожаров на объектах и территориях, за исключением пожаров в горных выработках на объектах ведения горных работ;
проведение поисково-спасательных работ представляет собой действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий чрезвычайных ситуаций на территориях, в акваториях и на транспорте.
Статьей 3 Федерального закона от 29.12.2004 № 188-ФЗ «Жилищный кодекс Российской Федерации» определен порядок и случаи проникновения в жилище.
Согласно пункту 3 вышеуказанной статьи, проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан, допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.
Аварийно-спасательные службы (формирования), подразделения МЧС России, выполняют работы по вскрытию квартир только в присутствии сотрудников полиции или участкового.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами уборки снега занимаются органы местного самоуправления.