31 декабря 2015, 01:40
171
9 минут

«ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ» СВЯЗИСТ

Мобильные телефоны и Интернет стали обыденным условием существования современного человека. Оперативность и точность передачи информации, которую обеспечивают эти средства связи, особенно ценится во время  ликвидации  последствий чрезвычайных  ситуаций. Ведь во время проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (при разборе и поиске людей во время обрушения строений,  спасения людей на пожарах и других) решающими могут стать секунды, за которые будут переданы сведения о складывающейся обстановке.

Поэтому работа специалиста, обеспечивающего исправное функционирование систем связи на месте ЧС или происшествия, является  весьма, а иногда и «жизненно», важной.

Об этом мы побеседовали с  начальником отдела информационных технологий, автоматизированных систем управления и связи  ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Кемеровской области», подполковником внутренней службы Седельниковым Николаем Николаевичем. За 7 лет службы он неоднократно принимал участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и происшествий, обеспечивая на месте качественную и оперативную связь. Был награжден медалью Кемеровской области «За честь и мужество».

  - Работу спасательной группировки  на месте ЧС нельзя представить без специалиста связи.  Как организована ваша работа и какая главная задача у связиста на месте ЧС?

- На месте происшествия (чрезвычайной ситуации) связист – ключевое звено управления спасательной операцией. Без него невозможно толком наладить взаимодействие между службами экстренного реагирования. Руководитель может координировать только деятельность должностных лиц, которые работают  в составе его рабочей группы или передвижного пункта управления. Прибыв на место, наш специалист в первую очередь настраивает каналы связи, по которым руководящий состав осуществляет взаимодействие должностными лицами и экспертами при помощи разнообразных устройств: планшетов и ноутбуков, мобильных телефонов, радиостанций.

Главная сложность в том, что всё нужно делать быстро и качественно. И в случае сбоя техники – нарекания, прежде всего, получает человек, а не машина.

- Можете назвать наиболее показательные случаи применения комплекса средств связи, стоящих на вооружении Главного управления?

- Одним из наиболее показательных моментов использования указанной схемы является организация канала связи при реагировании на ЧС, обусловленную землетрясением в поселке Бачатский в июне 2013 года. Канал связи был организован вместе с прибытием оперативной группы Главного управления и позволил организовать управление привлекаемыми к ликвидации силами. Протяженность канала составила более 200 километров. Канал находился в работе более 30 дней и обеспечивал надежную, устойчивую телефонную связь, исправно поддерживал режим видеоконференции и передачи данных.

- Что сегодня из себя представляет система связи Главного управления МЧС России по Кемеровской области и его подчиненных подразделений?

Это сегмент Единой ведомственной цифровой сети связи (ЕВЦСС) МЧС России, которая предназначена для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Система связи МЧС России в Кузбассе отличается  современностью и многофункциональностью, поэтому занимает особое место среди систем связи других силовых структур и государственных учреждений региона.  Мультисервисная сеть Главного управления базируется на использовании продуктов VipNet. Система позволяет транслировать различные сервисы для структурных подразделений Главного управления по Кемеровской области и обмениваться данными с учреждениями территориальной подсистемы РСЧС.

- Вы руководствуетесь рекомендациями вышестоящих органов управления (Управлений связи СРЦ и МЧС России ) или «творчески» подходите  к организации и совершенствованию  связи Главного управления?

- Конечно главным элементом развития – является творческий подход к решению поставленных задач. В силу специфики работы от специалиста связи требуют обеспечить  руководящий состав и ответственных специалистов всеми видами связи в максимально сжатые сроки. Времени на консультации, как правило, нет, поэтому приходится быстро искать оптимальные варианты организации связи, рассчитывая только на собственные знания и смекалку.

- Какие самые главные достижение за последние годы вы можете отметить?

- Нам удалось построить собственную беспроводную сеть в городе Кемерово, которая позволяет в круглосуточном режиме обмениваться информацией, в том числе  посредством видеотелефонии. К сети подключены ключевые организации, входящие в территориальную подсистему РСЧС Кемеровской области, в том числе все единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС)  области, Ростехнадзор, Медицина катастроф, ГУФСИН России по Кемеровской области,  Гидрометцентр, ФИЛИАЛ ОАО "МРСК СИБИРИ" - "КУЗБАССЭНЕРГО РЭС", Дирекция автомобильных дорог Кузбасса и многие другие. Система позволяет специалистам различных служб экстренного реагирования и жизнеобеспечения в круглосуточном режиме оперативно обмениваться информацией, в  том числе в режиме видеоконференцсвязи на 100 абонентов одновременно. Хочу отметить, что немаловажным  позитивным фактором,  при построении сети, были «умелые» руки специалистов, которые осуществляли не только подбор и настройку устройств сети, но и выполняли их монтаж, ремонт и другое обслуживание.

Еще один пример - раньше аудио-селектор проходил по аналоговому каналу, что было весьма затратно. Мы усовершенствовали  его и нам удалось не только улучшить качество связи, но и существенно сократить расходы.

Также мы создали свою АТС. В здании Главного управления есть сервер, на который загружено общедоступное программное обеспечение для работы телефонной станции.

В направлении телефонии для сотрудников Главного управления и его подчиненных подразделений удалось организовать бесплатную междугороднюю связь внутри Кемеровской области. Сейчас любой сотрудник МЧС из Кемерово может позвонить в город Таштагол за «0» рублей. Сейчас работаем над возможностью сократить расходы на исходящие телефонные звонки на номера мобильных операторов.

- Девиз МЧС  России - «Предупреждение, спасение, помощь!». Как этот слоган реализуется в профессиональной жизни специалиста связи?

- Наша задача – обеспечение связи, поэтому  «предупреждение» и «помощь» – заранее договориться со специалистами операторов связи о взаимовыручке и поддержке в сложной ситуации, в том числе при возникновении ЧС. Также сюда можно отнести нашу функцию по обеспечению оповещения личного состава о складывающейся оперативной обстановке. А вот «спасение» в нашем коллективе  - не только состоит в исправном выполнении своих должностных обязанностей. Бывали случаи, когда мы приходили на помощь  обычным гражданам в экстремальной ситуации. Например,  в прошлом году во время командировки в поселок Щебзавод Беловского района  для проведения рекогносцировки узлов связи, наша группа специалистов заметила, что на частном подворье возникла угроза серьезного пожара. Одна из жительниц, преклонного возраста,  не могла своими силами потушить возгорание сухой травы. Огонь стремительно распространялся и уже подбирался к дому, когда специалисты связи пришли на помощь хозяйке и подручными средствами ликвидировали пожар.

- У вас в подчинении находятся люди. Как вы оцениваете их работу и строгий ли вы руководитель?!

- Оцениваю по результатам труда. В нашем подразделении работают профессионалы, поэтому отговорок на непредсказуемость техники быть не может. Если что-то выходит из строя совместными усилиями начинаем бороться за  работоспособность всей системы, как говорится, «до полной победы и точка».

 

Галина Зрелова

Эта статья полезна?
100% посетителей считают статью полезной

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3842) 58-06-00
Приемная начальника Главного управления
8 (3842) 58-23-33
Единый «телефон доверия»
gu-kem@42.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)